Долги должны работать: банкротство двигает экономику и сохраняет трудовые ресурсы


Shutterstock/FOTODOM

На прошлой неделе состоялось заседание Комитета Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) по вопросам разрешения долговых споров и укреплению платежной дисциплины субъектов предпринимательской деятельности. Участники мероприятия сфокусировались на теме покупки дебиторской задолженности и предложили субъектам рынка, в том числе компаниям из сферы ЖКХ, свои методы и компетенции по вовлечению долгов в экономический оборот.

Как отметил во вступительном слове председатель Комитета МТПП, гендиректор «Центра развития коллекторства» Дмитрий Жданухин, коллекторская сфера развивается и работа с долговой задолженностью приобретает все большую важность, так как объем долгов в экономике растет. Для того чтобы они не превращались в тормоз, их необходимо «расшивать», что позволяет субъектам экономической деятельности оставаться на рынке и приносить пользу.

Яркий пример — работа Фонда реструктуризации долга. Как сообщил его президент Сергей Гончаренко, со времени создания этой организации в 2021 году уже оказана помощь компаниям в реструктуризации долгов на сумму 13 млрд рублей, восстановлено 140 тыс. рабочих мест. «Поначалу многие не понимали, кто мы и зачем нужны. Но мы провели на базе ТПП РФ большой профильный форум, после которого к нам стали обращаться чаще», — рассказал эксперт, отметив также, что Фонд проводит медиативную работу для достижения договоренностей во внесудебной плоскости. Коллектор также указал, что часто компания идет в банкротство по требованию кредиторов, у которых у самих есть задолженность перед ответчиком. Специалисты Фонда помогают найти взаимовыгодное решение с сохранением предприятия.

По словам соучредителя и руководителя ООО «Департамент экспертизы и оценки «Профит эксперт» Вероники Комиссаровой, на строительные компании на 1 апреля приходилось 4,5% всех долгов, имеющихся на рынке, плюс еще 3,6% — на связанную со строительством сферу недвижимости. В компании не выделяют отдельно отрасль ЖКХ, но долги этого сектора в основном учитываются при анализе ситуации в энергетике, где задействованы организации, обеспечивающие электро-, газо- и водоснабжение потребителей и подачу тепловой энергии. На эти организации приходится 17,4% всей имеющейся в экономике просроченной дебиторской задолженности, и это рекордный показатель среди всех отраслей.

В ООО «Департамент экспертизы и оценки «Профит эксперт» успешно работают с долгами в сфере ЖКХ, в том числе с теми, которые хотят взыскать со своих клиентов управляющие компании (УК). При этом все более популярной становится процедура банкротства, по итогам которой списываются не только долги банкротов перед банками, но и задолженности коммунальных организаций. В этих случаях физлица, которые формируют основной массив «дебиторки», тоже включаются в общую массу.

В ЖКХ ситуация может быть своеобразной. Как правило, долги в этой сфере носят непрямой характер. Случается, что за теми УК, которые работают на рынке и задолжали ресурсникам, стоят разветвленные теневые структуры-холдинги, распространяющие свою деятельность на десяток и более регионов и имеющие оборот свыше полумиллиарда рублей в месяц. Работать с дебиторской задолженностью в такой ситуации непросто. «Рекомендация, которую можно дать в этом случае, заключается в том, что нужно “кошмарить” УК. И не бойтесь показывать, что вы никому не позволите накапливать долги. Установите порог долгов для отдельной УК в 5 млн рублей и четко дайте понять, что при его превышении последует банкротство», — посоветовал ресурсникам Дмитрий Жданухин.

Эксперт напомнил, что ранее, по старому закону о банкротстве УК часто выигрывали споры по долгам на том основании, что они не получали субсидии. Сейчас это обстоятельство суды особо не интересует, и при субсидиарной ответственности привлечение по суду за долги превышает 50%. А если к тому же установлено, что у УК нет порядка в бухгалтерии (а идеального порядка в ЖКХ, и тем более у УК, нет практически никогда), то выиграть суд «управляшке» крайне сложно.

Когда такие суды ресурсниками выигрываются, и для них, и для коллекторов это выгодно: коллекторы могут купить признанные по суду долги у ресурсников, а ресурсники получают живые деньги и фиксируют у себя ноль по долгам на балансе.

Светлана ВАСИНА, гендиректор компании Conomica:

«В целом объем задолженности с каждым годом возрастает. В 2023 году общий объем долгов организаций составил 104,7 трлн рублей, из них 5,2 трлн — просроченная задолженность. Но мы рассматриваем “дебиторку” как финансовый инструмент, и когда к покупке долгов привлекаются частные инвесторы, примерно в 70% случаев происходит их быстрое погашение и инвесторы получают доход»

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest